© 2023 Имя сайта. Сайт создан на Wix.com

  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook App Icon
Приглашаем активных людей стать соседями в возрождаемой белорусской деревне

 О деревне Косаричи 

Почему деревня? 
 

Надоели  еженедельные стояния в пробках при поездках на дачу и обратно?  Высокие заборы и скандальные соседи?

Хотите иметь возможность уехать «в глушь, в деревню»  на пару дней, на недельку, на месяц или отправить семью с детьми на лето?

Иметь "домик заграницей"  но в комфортной языковой и культурной среде?

Белорусская деревня Косаричи – сообщество единомышленников, творческих и активных людей, где все знают друг друга, здороваются при встрече, обсуждают и реализуют общие задачи по обустройству деревни, занимаются творчеством, выращивают органические продукты, работают руками в своё удовольствие и создают простые и затейливые вещи.  

Свой дом в деревне это не дача выходного дня, а возможность провести пару дней, неделю-другую, лето на природе, вывезти детей и отдохнуть самим в настоящем деревенском доме. Или поселиться насовсем.

 

Ягоды-грибы

 

Тихой охотой в деревне болеют почти все кто в состоянии передвигаться по лесу: в конце июля охотятся в сосновых борах за лисичками, а в августе-сентябре – за грибами. Так здесь называют боровики. До недавнего времени «грибы», лисички и,  пожалуй, ещё сентябрьские зелёнки были основными целями этой охоты. Остальные грибы почти не брали – оставляли приезжим и гостям). Сейчас собирают и маслята и грузди, рыжики и подберёзовики, опята и волнушки. Грибов много - достаётся и профессионалам, и любителям.

Летом, конечно, леса полны ягод: чернику,  голубику, малину и клюкву любители витаминов заготавливают целыми коробками – сушат и замораживают, кто для себя, а кто и на продажу.

 

Гурманам 
 

Высокое качество белорусских продуктов известно. В магазине можно купить настоящую мясную колбасу, а у фермеров - молоко, яйца, кровяную колбасу. Заказать сушёных грибов, ягод или купить рыбки у односельчан - тоже возможно.

 

Рыбалка и охота

 

Рыбалка в этих краях дивно хороша:  отлично ловятся  щуки, сомы, язи, плотва, караси, окуни, вьюны…  Рыбаки  приезжают даже из Минска за 180 км, хотя река Птичь, на берегу которой стоят Косаричи,  начинается именно под Минском.

Охота тоже пользуется большой популярностью, но, в основном у заезжих охотников, приезжающих на утку и кабана по осени.

Водятся лоси, волки – и те и другие в холодные зимы подходят близко к деревне. Волков деревенские гоняют,  а лосям дают возможность поживиться сеном. Зайцы иногда бегают по огородам, а бобры строят свои запруды и хатки в самых неожиданных местах. Если повезёт – на реке можно увидеть ондатру или бобра, чёрного аиста,  осенью - пару белых лебедей, а в тёплые зимы несколько пар лебедей зимуют у нас на оцерцах рядом с домами.  Летом на реке можно увидеть ещё и диких уток с выводком утят.  Белую или серую цаплю,  караулящую добычу стоя  на одной ноге - как на картинке.  Ну и само собой  -  аистов, символов Беларуси, несколько пар которых гнездятся в деревне.

 

 

Дома   Архитектура  Соседи

Отдых в деревне

 

Косаричи – это деревня для жизни. Это не вид дачного отдыха, а возвращение к истокам, земле,  кормящей нас и разорвать связь с которой невозможно.  Косаричи -  деревня для  тех, кто хочет отдыхать в компании близких по духу людей, но и может уединиться в своём доме. Это идеальное место для отдыха:  всего пара дней на природе в Косаричах заменяет неделю пляжного ничегонеделания.

Архитектура
 

Деревня – особое архитектурное пространство, простые одноэтажные деревянные дома, калитки и деревянные заборчики в окружении настоящей природы: сосновые грибные леса, поля пшеницы и яркого рапса, заливные луга и чистая, богатая рыбой, река Птичь.

Среда и соседи
 

Мы создаём сообщество близких по духу людей:  в наших планах создание творческих и сувенирнных мастерских,  спортивных площадок, этнографического и исторических музеев,  восстановление храма, проведение деревенских праздников и фестивалей, развитие пространства деревни за счёт новых идей и людей.

 

Как добраться?

Местоположение
 

Окруженная сосновым бором деревня Косаричи находится в белорусском «медвежьем углу», в экологически чистом Глусском районе Могилёвской области, в 180 км. от Минска, Могилёва, Гомеля и в 750 км. от Москвы. Зима здесь теплее чем, например. в Москве или в Витебске. Косаричи находятся вдали от основных трасс, среди рапсово-кукурузно-пшеничных полей, в особо-охраняемой природной зоне, на берегу чистой, богатой на рыбу речки Птичь. Два километра по асфальту от основной трассы, через яблоневый сад - и дорога приводит вас в деревню. Здесь заканчивается городская суета и начинается тишина, отдых. Тут живут родители, дедушки и бабушки. Или находится дача. Летом население увеличивается в два-три раза, в основном это дети, которые пропадают целыми днями на речке, а постоянно проживает около 50 человек.

Как добраться?

 

Из Минска: автобус или маршрутка до Глуска, далее автобус до Косарич. Либо поезд до Бобруйска, затем автобусами Бобруйск-Глуск, Глуск-Косаричи.

Из Москвы: автобус или поезд Москва-Бобруйск, далее автобусами Бобруйск-Глуск, Глуск-Косаричи. 

На автомобиле: из Минска на юг через Осиповичи до Глуска, далее по Р34 на юг до поворота на Косаричи;

из Москвы на запад по М1 до поворота на Оршу, через Могилёв - Бобруйск до Глуска далее по Р34. 

 

 

Координаты
15 км на юг от городка Глуск по дороге Р34 до указателя "Косаричи", поворот налево. Далее 2 км., через яблоневый сад, до первой хаты.

 

               широта:  52°44'58.43"С

               долгота:  28°46'8.24"В

О нас

 
 

Косаричи – это не дачный посёлок, это деревня с пятьсотлетней историей, со сложившейся архитектурной средой: одноэтажными деревянными домиками, хуторами и слободками, парками, в основном вытянутая вдоль реки Птичь и её стариц. 

Здесь полно простора для настоящего творчества и полезных дел. Мы не ждём что кто-то всё сделает за нас, а приводим в порядок дома, парк, береговую линию и другие общественные пространства.

Последние пятьсот лет село Косаричи было духовным центром округи, шли годы, сменялись поколения, но окрестные деревни тянулись к косаричскому храму им. Георгия Победоносца. В советское время храма в Косаричах уже не было, но люди помнят его до сих пор и жертвуют на новое строительство: ведь храм это центр духовной жизни и села и всей округи.

Летом 2017 года мы начали приводить территорию в порядок, оформлять участок, а осенью 2019 года залили новый фундамент часовни-храма.

 

История деревни

 В силу своего географического положения Белоруссия являлась историческим мостиком, по которому в Россию из Европы поступали новые идеи и изобретения, такие как, например,  книгопечатание - у известного белорусского первопечатника  Франсиска Скорины учился помощник Ивана Фёдорова – Пётр Мстиславец.

 Современная территория Республики Беларусь в разное время входила в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Польши, Российской Империи и, конечно, СССР.

Деревня Косаричи известна с середины 16-го века, как центр поместья Новогрудского повета (района), Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского, а соседняя деревня, по-видимому основанная косаричанами,  Зарекуша -  с 1597 года. В конце 17 века в обеих деревнях  проживало около 600 человек.  В 19 веке выходцами из Косарич была основана ещё одна деревня  – Замосточье, а чуть позже – Катка, ставшая теперь агрогородком и центром колхоза.

В 1639 село в Глусской волости Речи Посполитой.

В 1660 году шляхетская собственность.

В 1692 г. 53 двора в Новогрудском уезде, имелась церковь.

В 1712 г. построена новая деревянная церковь.

В 1790 г. имение насчитывает 104 двора, принадлежало Вишчинским.

 В результате 2 раздела Речи Посполитой  в 1793 году  эти  земли вошли в состав Российской Империи.

 Во время Отечественной войны 1812 года территория района была оккупирована корпусом польского генерала Домбровского, который входил в армию Наполеона. В ноябре 1812 года в Косаричах располагался отряд русского генерала-майора С.А.Тучкова.

 В XIX в. имением владел барон Врангель. В 1862 г. открыта школа, для которой в том же году построено помещение. В 1885 г. 25 дворов, 260 жителей, в Ляскавичской волости Бобруйского уезда.  В 1886 г. село, 25 дворов, 260 жителей.  В 1891 г. в школе обучались 42 мальчика и 6 девочек.С 1894 начало действовать мукомольное предприятие, которое в следующем году было оборудовано паровой машиной. Остатки мельничных свай и сейчас можно увидеть на реке Птичь.

В 1897 г. 74 двора, 460 жителей, имелись хлебозапасный магазин (амбар, сейчас это здание можно увидеть в музее зодчества Беларуси под Минском), лавка.  Рядом находились:  церковная усадьба - 3 двора, 30 жителей;  постоялый двор - 2 двора, 16 жителей;  поместье - 3 двора, 42 жителя, паровая мельница.

 

 В 1897 г. 74 двора, 460 жителей, имелись хлебозапасный магазин (амбар, сейчас это здание можно увидеть в музее зодчества Беларуси под Минском), лавка.  Рядом находились:  церковная усадьба - 3 двора, 30 жителей;  постоялый двор - 2 двора, 16 жителей;  поместье - 3 двора, 42 жителя, паровая мельница.

В 1907 г. в селе 601 житель.

1917 г. в селе 82 двора, 517 жителей (из них 3 евреи), в поместье 43 жителя, в Лясковичской волости.
Во время гражданской войны, с 1919  года здесь хозяйничали польские отряды.

 В 1923 г. открыт фельдшерский  пункт. На базе дореволюционной школы создана трудовая школа, которой в 1924 г. передано бывшее церковное здание, в 1925 г. было 115 учеников.
В 1924 г. создана рыболовная артель.

В 1926 г. в деревне 108 дворов, 487 жителей; в усадьбе 17 дворов, 62 жителя.

 В 1929 г. организован колхоз «Красная звезда», который в 1932 г. объединял 36 хозяйств, а в 1937 г. – 153.

 Во время Великой Отечественной окрестности деревни являлись одним из центров партизанской борьбы.  Летом 1942 партизаны разгромили располагавшийся в деревне фашистский гарнизон.

После войны Косаричи вошли в колхоз «Заря». В 1970-80 гг. 20-го века  насчитывалось  четыре гумна, коровник, два телятника, конюшня, свинарник.  За годы Советской власти в Косаричах были построены:  сельский клуб (где деревенские смотрели фильмы, концерты, проводили собрания), почта, библиотека, аптека, больница, стоматология,  магазин, баня, работала восьмилетняя школа.

В девяностых годах прошлого века практически все вышеперечисленные заведения  были ликвидированы, а здания проданы и разобраны на дрова. На сегодня пока уцелело деревянное здание клуба, здание магазина и одно гумно.

В конце 80-х годов прошлого века насчитывалось более 100 дворов, а вместе с соседней деревней Зарекушей – около 200.

В 1996 г. 63 двора, 121 житель, в составе колхоза «Заря».

В 2006 г. 80 жителей.

Всего в двух деревнях:

в 2010 году 53 жителя,

в 2015 - 44.

 

 

Ещё из истории

Война 1812 года
 

 

"8 ноября генерал-майор С.А. Тучков в сопровождении небольшого конвоя выехал из Минска навстречу своим войскам. Прибыв в м. Косаричи (15 км. южнее Глуска), он был вынужден здесь остановиться, «…потому что Эртель все мосты от Косарич до Озарич велел сломать». Опросив местных жителей, генерал узнал, что вправо от тракта, в деревнях Поречье и Бубновка, сделаны заготовки фуража для русских войск. Добравшись туда к вечеру, он встретил казачий патруль, от которого узнал о скором прибытии сюда большого русского отряда. На рассвете 12 ноября войска вошли в Бубновку, где С.А. Тучков узнал от полковника И.И. Исаева, что «… сему только отряду приказано идти на Глуск, что весь корпус следует через Екимову Слободу и м. Паричь прямо к Бобруйску и что генерал-лейтенант Эртель остался еще в Мозыре ожидать рекрутских батальонов».

 

Источник:  В.А. Лякин «Мозырь в 1812 году» из-во  БелСоЭС «Чернобыль» , 2005 г. 

 

 

Революция 1917 года и Гражданская война 

 

 12 января 1918 года польский корпус под командованием генерала И.Р. Довбар-Мусницкого легионеров официально объявил войну советской власти 1-й  . Их целью было присоединение Минской и Могилёвской губерний к Польше. Против поляков на оккупированной территории начинают формироваться партизанские отряды. Местные жители с оружием в руках восстали против белополяков.

Партизанские группы действовали в районе Косарич, Катки, Холопенич и Замосточья. Партизаны совместно с красноармейцами с сентября 1919 года по январь 1920 года удерживали левый берег реки Птичь. В 1920 году, когда началось наступление Красной Армии, они своими действиями мешали отступать белополякам: нападали на отдельные части, делали засады, отбивали обозы с награбленным добром, повреждали линии связи, сжигали склады с оружием и мосты.

 

Источник: "История деревни Катка", там же см. воспоминания Ивана Карповича Богука о Великой Отечественной войне.

 

Великая Отечественная война 1941-1945

 

Во время Великой Отечественной войны именно здесь, в лесах, окружающих деревни Косаричи и Зеленковичи зародилось партизанское движение.  Многие жители Косарич ушли в лес, к партизанам, многих, включая детей,  угнали в лагеря в Германию фашисты. Против партизан и жителей деревни немцы организовывали несколько карательных экспедиций, об одно из них рассказывается в книге  «Под знаменем Октября» Р. Нехай:  «…неудач­ной была по­пыт­ка гит­ле­ров­цев про­ник­нуть в район и со сто­ро­ны Глус­ка. Ко­лон­на эсэсов­цев в 300 че­ло­век со всем сна­ря­же­ни­ем дви­ну­лась на де­рев­ню Ко­са­ри­чи, чтобы уста­но­вить там свой гар­ни­зон. Отряд Тро­фи­ма Жу­ле­ги сде­лал за­са­ду. Но мороз был на­столь­ко силь­ный, что от­ря­ду при­ш­лось отой­ти в де­рев­ню. В это время по­яви­лась вра­же­ская ко­лон­на. За­вя­зал­ся бой. Пар­ти­за­ны ото­шли за неболь­шую бо­ло­ти­стую ре­чуш­ку в де­рев­ню За­ре­ку­ша и, когда немцы дви­ну­лись на мост, от­кры­ли ура­ган­ный огонь. Весь мост был за­ва­лен тру­па­ми и по­воз­ка­ми. Гит­ле­ров­цы по­до­жгли Ко­са­ри­чи, где жили семьи пар­ти­зан. Всю де­рев­ню за­во­лок­ло дымом. Пар­ти­за­ны с кри­ком «ура!» пе­ре­шли в атаку, с ходу рас­стре­ли­вая оше­лом­лен­ных эсэсов­цев. На­ча­лась па­ни­ка. Почти все ка­ра­те­ли были уни­что­же­ны, а ведь про­тив них дра­лась толь­ко груп­па пар­ти­зан — всего 72 че­ло­ве­ка…»

Во время войны в деревне было уничтожено две трети домов – 86 из 136. Часть из них была сожжена фашистами, а часть пострадала во время бомбёжек в ходе Бобруйской операции по освобождению 28 июня 1944 года. 51 человек из 476 жителей были убиты фашистами.

 

Источники: "Люди легенд. Выпуск первый" и история Глусского района.

 

Ещё о действиях партизан в Косаричах

 

Дома на продажу

Коммуникации и оформление

 
Электричество
 

Ввернули пробки - и почитывайте томик Байрона томными летними вечерами или коротайте их зимой, когда поёт колыбельные вьюга за окном, или мастерите сани летом модными электроинструментам - вот что такое когда электричество в доме!

 

Вода

 

 - Река по границе участка, где клюют десятки видов рыб.

 - Колодец с чистой и всегда студёной водой, которую не нужно фильтровать. 

 - Собственная артезианская скважина. 

Канализация.
 

Экологически чистый, практический не требующий обслуживания, не находящийся в доме и не источающий запах в спальню, туалет. Естественно на улице. Возможно поставить био-туалет, либо септик, либо систему био-очистки.

Интернет и тел.
 

Возможна раздача Wi-Fi через мобильный интернет, пока 3G ловит отлично. Или проведите в дом телефонный кабель и как следствие – Интернет. И работайте на удалёнке.

Хотя на природе и при хорошей погоде - разве кто променяет рыбалочку, походы в сосновые леса за грибочками или томик Байрона на глобальную сеть?

Отопление 
 

Автономное отопление на котлах (дровяном, пелетном или электрическом).

Или теплая русская печка на берёзовых бруньках. На этой печке лежат и греют кости осенними вечерами или сушат грибы-ягоды-яблоки, дети используют её как домик на дереве или как шалаш Робинзона, не мешая взрослым готовить в ней наваристые щи и борщи, которые по вкусу не сравнятся с едой, приготовленной на газу или электроплите. Одной машины уже колотых и доставленных к порогу дров хватает на зиму, а если приезжать только летом, то на 3-4 сезона топки баньки и приготовления шашлыков.

 

 

Газ
 

Газ есть в пяти километрах от Косарич,  в агро-городке Катка. 

А у нас  «медвежий угол», тишина и покой – далеко от магистралей газовых.

Газ в баллонах можно заказывать, в том числе и для систем отопления.

 

Оформление
 

Граждане Беларуси оформляют дом и земельный участок в собственность.

 

Иностранцам – в собственность только дом, а земельный участок -  в аренду на 49 лет.

Арендная плата за 25 соток составляет 2 белорусских рубля (менее 100 рублей РФ) в год.

Ещё раз: за весь участок в год!

 

Цена вопроса
 

Стать нашим соседом легко - приезжайте, встретим, поможем с обустройством.  

У каждого дома участок в 25 соток  с плодово-выгодным  садом. Дома строились не на продажу, а с любовью,
для себя, из экологически чистых сосен, елей и дубов.

В саду уже растут и ежегодно зреют всевозможные яблоки-груши, калинка-малинка, смородина-калубника и прочие прелести южных садов, такие как вишни-черешни, сливы, несколько видов алычи, из которых варят компоты, сиропы и варенья,
а так же сушат и замораживают на зиму.
И всё это богатство стоит менее 700 usd - в зависимости от состояния.

 

 

Проект строительства храма в Косаричах

О храме Георгия Победоносца в Косаричах 

 

 Первое упоминание о церкви в Косаричах относится к 1692 году.

 В 1712 году построена новая деревянная церковь.

 В  январе 1900 году в деревне был построен новый  храм им. Великомученика Георгия Победоносца, который был закрыт после  Революции 1917 года, а в 1924 его здание  было передано школе.

 В конце  90-х годов 20 века  в связи с сокращением численности проживающих школа была упразднена, а здание продано районной администрацией на дрова. Но от старой церкви сохранился каменный фундамент - на нем и будет стоять новое здание.

 Более двух веков церковь в Косаричах  служила культурным и духовным центром для населения близлежащих деревень Бобруйского уезда, Минской области (теперь Глусский район, Могилёвской области):   Бобровичи, Боянов, Замосточье, Зарекуша, Слободка (Катка) и Холопеничи.

 Нашей целью является не только строительство нового здания храма им. Великомученика Георгия Победоносца, но и культурное возрождение одной из старейших белорусских деревень Могилёвской области –  Косарич.

 Хотя все предыдущие церкви в Косаричах строились деревянными, но в  данном случае целью не является воссоздание прежнего храма, а постройка нового – каменного. Наша история знает  довольно много примеров разрушения не только деревянных, но и каменных церквей, но, возможно, каменный храм будет лучше противостоять времени и стихиям. Мы выбрали простой и красивый проект в классическом стиле.

Так как косаричский приход не большой, то и по размеру храм будет не большой – вместимостью около 50 человек.

Надеемся что он станет  не только культурным магнитом для округи, но и центром духовного развития деревни. 

 

Наши земляки

 
Максим Адамович Богданович

 

(белор. Максім Адамавіч Багдановіч; 27 ноября (9 декабря) 1891, Минск — 12 (25) мая 1917, Ялта) — белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.

Предки Максима Богдановича происходят из нашей деревни: его прапрадед Степан  по отцовской линии был крепостным. В биографии Максима Богдановича его отец писал о происхождении своих родителей и предках Максима: «Я – крестьянин. Отец мой Юрий Лукьянович был крепостным, дворовым, повар по профессии, принадлежал к Косаричскому сельскому обществу Лясковичской вол(ости) Бобруйского уезда; к этому обществу и я был приписан вплоть до увольнения для поступления на государственную службу. Дед мой, Лукьян Степанович, был также дворовый – садовник; жена его звалась Арина Ивановна по фамилии Юневич. Мой прадед Степан, повидимому первый стал носить фамилию Богдановича, по фамилии своего отчима Никифора Богдановича, как вошедший в состав его «двора» податной единицей… Отец мой еще молодым человеком был привезен своим помещиком паном Лаппо на службу в купленное им имение при м. Холопеничах Борисовского уезда, где он более прочно обосновался, вступив в брак с моей матушкой (1 ноября 1860 г) Анэлей (Анной) Фоминой Осьмак.  На родине в с.Косаричах остались его братья Франц, (по некоторым документам Федор), Семен и сестра Анна, вышедшая замуж за Степана Пинчука (Глуск). Своих родичей, оставшихся в Косаричах, я лично не знаю, а потому ничего не могу сообщить об их особенностях…

 Мои предки с отцовской стороны отличались долговечностью, отец и братья его доживали до 70 лет, а мой дед Лукьян даже до 80 лет, сохранив до конца бодрость (умер в саду за работой).»

Максим Богданович создал много прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд любовных стихов, посвящённых Анне Кокуевой (ярославская знакомая поэта, в которую он был влюблён).

Лирика Богдановича тесно связана с устной народной поэзией, национально-освободительными идеями, проникнута любовью к трудовому народу. В некоторых стихах звучит протест против мира насилия и социальной несправедливости: «Пан и мужик» (1912), «Двинемся, братья, скорей!» (1910), «Межи».

Максим Богданович умер в возрасте 25 лет от мучавшей его болезни. За свою короткую жизнь он  “сумел осуществить свой великий творческий подвиг − стать рядом с Янкой Купалой и Якубом Коласом первой звездой на небосводе национальной поэзии, оказаться в центре литературно-общественного движения Беларуси начала ХХ в., быть лучшим критиком и историком родной литературы, ее классиком, замечательным переводчиком и прозаиком” (А.Лойка).

Наследие Максима Богдановича вошло в золотой фонд белорусской культуры.

Иоанн Мартинович Вечёрко 

 

(Вечорко) (1890-1933) родился в Косаричах в  1890 году в семье псаломщика. Тогда это было село Бобруйского уезда Минской губернии. Иоанн Вечерко  посвятил себя Богу и стал священником. В 2000 году причислен к лику святых новомученников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе РПЦ.

С 1915  года  Иоан Вечерко служил в Покровской церкви в селе Кривоносы, Минской области, недалеко от родной деревни.

В 1920 году часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками, офицеры остановились в доме священника на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. Был арестован и находился некоторое время в тюрьме.

В 1928 году арестован во второй раз уже советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви.

Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у отца Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг. Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета.

18 марта 1933 года священник и 5 членов приходского совета были арестованы по обвинению в том, что они:

«под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании… развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов…».

Отвечая на вопросы следователя, священник сказал:

«Виновным себя в антисоветской агитации, направленной на срыв хозяйственно-политических кампаний, и вообще в какой-либо контрреволюционной работе, не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение… имеет своей целью закрытие церкви. В своей деятельности я не выходил из пределов религиозных обрядов и считаю себя аполитичным человеком»

После окончания следствия отец Иоанн был отправлен в тюрьму, а  17 апреля того же года  года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу.  Расстрелян в тюрьме г. Слуцка. Погребен в безвестной могиле. Имущество священника было конфисковано, а семья – выслана на север.

Богданович Адам Егорович

 

(Юрьевич), 1862-1940,  этнограф, фольклорист, участник революционно-народнического движения. Отец Максима Богдановича.

А.Е. Богданович родился 20 марта 1862  в семье бывшего крепостного Егора (Юрия), выходца из деревни Косаричи.

Входил в руководство минской организации «Народная воля».

С 1892 г. работал в крестьянском земельном банке в Гродно, был директором публичной библиотеки. В Гродно опубликовал исторический очерк «О панщине» (1894), этнографический труд «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов» (1895). Автор научных трудов по аграрным вопросам, проблемам образования, литературоведения, театральному искусству, воспоминаний о сыне Максиме, о М.Горьком, о Ф.Шаляпине и др.

Его жизнь – это один из ярких примеров научного и гражданского долга. Перу Богдановича принадлежат сотни статей, очерков, заметок, посвященных разнообразным вопросам народной жизни: образованию, театральному искусству, литературе, социально-экономической и культурным проблемам крестьянской жизни в пореформенный период.

Наиболее важные работы:

·         Нарыс становішча жанчыны ў сялянскім асяродзьдзі беларускага краю, 1886

·         Про женщину

·         Национальный склад белорусского народа

·         Язык земли: Этнологический очерк

·         Страницы из жизни Максима Горького

·         Богданович, А. Е. Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича / А. Е. Богданович. — Минск : Наука и техника, 1965. — 29 с.

·         Мои воспоминания

Лурье Моисей Ильич

 

(Эмель Александр) родился в Косаричах в 1897 году, получил высшее образование,  член КП Германии, проживал в Москве на Якиманской набережной., д. 6, кв. 6.

 За участие в троцкистской оппозиции из партии исключен, но был восстановлен и работал в Агитпропе ЦК КПГ. В марте 1932 года с ведома ЦК КПГ приехал в СССР и работал профессором на историческом факультете Московского университета.

 Арестован 13.08.1936. Осужден 24.08.1936 по обвинению в участии в контр-революционной террористической организации.

 Дело о так называемом "антисоветском, объединенном
троцкистско-зиновьевском центре" рассматривалось военной коллегией ВерховногоСуда СССР 19 - 24 августа 1936 года в открытом судебном заседании. Были преданы суду 16 человек.
Большинство из них в прошлом были организаторами и активными участниками троцкистской и зиновьевской оппозиции, за что исключались из партии, арестовывались, находились в тюрьмах и в ссылке. 5 человек в прошлом являлись членами Компартии Германии.
По этому делу к высшей мере наказания были приговорены Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Е.Е. Евдокимов, И.Л. Бакаев, С.В. Мрачковский, В.А Тер-Ваганян, И.Н. Смирнов, Е.А Дрейцер, И.И. Рейнгольд, Р.В. Пикель, Э.С. Гольцман, Фриц-Давид (И.-Д. И. Круглянский), В.П. Ольберг, К.Б. Берман-Юрин, М.И. Лурье, Н.Л. Лурье. Эти лица, как сказано в приговоре, осуждены за проведение
антисоветской, шпионской, вредительской и террористической деятельности, причастность к убийству Кирова и подготовку террористических актов против руководителей партии и правительства. М. И. Лурье и Н. Л. Лурье были признаны виновными в том, что, будучи якобы членами подпольной троцкистско-зиновьевской террористической организации, являлись активными участниками подготовки убийства руководителей партии и правительства.

"Так, например, террористическая группа, возглавлявшаяся прибывшим из Германии М. Лурье, фактически была организована активным германским фашистом Францем Вайцем, представителем Гиммлера (в то время руководитель штурмовых фашистских отрядов в Берлине, а сейчас руководитель германского охранного отделения - ГЕСТАПО). М. Лурье, будучи у Зиновьева, сообщил ему, что участники его террористической группы имеют организационную связь с фашистом Францем Вайцем и немецкой охранкой – ГЕСТАПО, и спросил у Зиновьева, каково его отношение к этому.
Зиновьев на это ответил: "что же вас здесь смущает? Вы же историк, Моисей Ильич? Вы знаете дело Лассаля с Бисмарком, когда Лассаль хотел использовать Бисмарка в интересах революции". (Лурье М. Протокол допроса от 21 июля 1936 г.). " - И.В. Сталин, Полное собрание сочинений. Том 16. Все 16 подсудимых были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 25 августа 1936 года. Место расстрела: Москва, Донское кладбище.

Моисей Лурье был реабилитирован 13.07.1988 Пленумом Верховного Суда СССР.

Что посмотреть в округе

 
До 80 км

 

 Бобруйск: архитектура и жилая застройка центра города, памятник Шуре Балаганову из «Золотого Телёнка» Ильфа и Петрова, памятник бобру, бобруйская крепость.

 Глуск: жилые дома начала 20 века, руины Глусского замка.

 д. Заволочицы: винокурня 19 века и усадьба Жилинских.

 д. Городок: деревянный храм Космы и Дамиана.

 д. Лучицы: руины спиртзавода 19 века на излучине реки Птичь.

Однодневные поездки

 

Полесский  заповедник – 128 км. 

Туров – 150 км.  

Несвижский замок – 185 км. 

Музей старинных ремесел и технологий «Дудутки» - 185 км.

Мемориальный комплекс «Хатынь» - 200 км.

Минск – 207 км

Музей народного зодчества (Строчицы) в д. Озерцо под Минском – 207 км

Дворцово-Парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей в Гомеле – 210 км. 

Мирский замок – 217 км. 

Поездки на два дня

 

Замок в Новогрудке  - 266 км.

Нарочанский национальный парк 

– 325 км. 

Витебск – 352 км. 

Полоцк – 376 км. 

Беловежская Пуща - 410 км.  

Брестская крепость – 415 км. 

Браславские озёра – 445 км. 

 

Что сделано и планы по развитию

Уборка парка

 

За  20 лет парк и обочины дорог в Косаричах густо заросли.

 

В 2016-2017 годах местные жители, при поддержке сельсовета и редакции районной газеты, а также гостей из Москвы, Минска и других городов, провели ряд субботников по расчистке парка и продолжают поддерживать порядок, создав новую традицию.

Храм-часовня

 

В течение весны-лета 2017 года расчистили церковище - фундамент церкви  Георгия Победоносца и получили благословение на строительство храма-часовни. 

Косаричане и жители окрестных деревень стали собирать средства для строительства часовни, фундамент которой залили осенью 2019 года.

Остановка

 

В июле 2017 года, в ночь на Ивана Купала здание остановки автобуса "превратилось" в первый деревенский арт-объект, посвящённый Максиму Богдановичу

 

Таким образом, заложена традиция на Ивана Купалу не разрушать и ломать, а создавать что-то новое.

Парк арт-скамеек

 

За полтора года провели конкурс на установку лучших проектов арт-скамеек для парка в Косаричах среди студентов Британской школы дизайна (Москва).

Затем жители деревни и подписчики в соц. сетях определили 10 проектов для установки. 

Первую скамейку изготовил и подарил косаричанам Саша Лебедев, её поставили в парке осенью 2017 года. Ещё две собрали в марте 2018 года, а в мае ещё пять скамеек поставили в парке.

Установка продолжается.

IMG_20180804_205330.jpg
Фестивали

 

В июле 2017 года провели первый деревенский фестиваль "Коса реки" -  соревновались косари в разных дисциплинах.

 

4 августа 2018  в летнем кинотеатре организовали показ фильма "Живые люди", снятого российскими документалистами в Косаричах и  фестиваль под таким же названием, с разными мастер-классами и выступлением минской фолк-группы "Гаманiна"

Пляжи

В 2017 году летом построили пристань на берегу реки Птичь - и для лодок, и для купания. 

Ещё один пляж каждый год косаричане приводят в порядок для себя и гостей деревни: удобно нырять и купаться детям на мелководье. 

 

Будем продолжать благоустройство берега.

Новые дома

За последние три года построены, куплены и/или приведены в порядок шесть домов в Косаричах, а ещё три дома хозяева  решили восстанавливать, видя тенденцию положительных изменений в деревне.

Летом 2018 года ещё по двум домам начали оформлять документы для новых жителей Косарич.

А зимой 2019 - ещё два дома! 

Ждём новых соседей!

Спорт-площадки

Второй сезон откладываем организацию спорт-площадки, так как через неё планируем подвоз стройматериалов для часовни-храма.

Но после завоза обязательно засеем травкой поля для мини-футбола и волейбола и установим спортивные снаряды.

СМИ

Об изменениях в Косаричах вышло несколько репортажей в районной газете "Радзiма": о Михаиле Ковзуне, о субботнике, об этно-фестивале "Коса реки", о фестивале "Живые люди"  на портале tut.by: о  доме Андрея Уфимцева, о краудфандинговой кампании на платформе Planeta.ru

и о новых инициативах; три репортажа о деревне и арт-скамейках по Могилев ТВ  и сюжет в ТВ- программе "История с географией";  сюжеты в новостях на Первом канале и о майских праздниках в деревне на БелРос ТВ; ТВ "Беларусь 24" из Гомеля сняло передачу об изменениях в  о Косаричах.

Журналистам всегда рады и ждем в деревне!

клуб.jpg
Сельский клуб

В мае 2018 выкупили заброшенное здание сельского клуба, чтобы превратить его в современный общественный центр с возможностью размещения гостей, проведения мастер-классов, просмотра кино и общения жителей деревни.

   Запустили конкурс архитектурных проектов на реконструкцию клуба.

  По его результатам мы выбрали проект московских архитекторов Анны Вознесенской и Николая Улинича.

В парке создаём летнюю площадку для посиделок у костра и open-air мероприятий

Контакты    

деревня Косаричи, Глусский р-н, Могилёвская обл., Беларусь

 

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now
карта с планами земельных участков и

Земельный участок 25 соток может быть оформлен в собственность гражданами Республики Беларусь по заявлению.

Go to link